Что такое вендинг?


Слово «Vend» (от латинского «Vendere») означает – продавать. Vending – торговать, продавать (в розницу). Слово употребляется для обозначения розничной торговли, преимущественно посредством уличных торговцев. В качестве продаваемого товара может использоваться разнообразная продукция, в основном не очень большая по объему и размеру – сигареты, напитки, журналы, конфеты и другие мелкие товаров.


НЕМНОГО ИСТОРИИ. Идея автоматической торговли посещала еще наших далеких предков. Торговый автомат в его наиболее ранней форме известен со времен Древнего Египта и был описан александрийским математиком Героном в 215 году до н.э. (рис.1). Установленный при входе в храм, он продавал святую воду при опускании в него монеты. В истории есть упоминания об изобретении китайцами автомата в 1076 году, который продавал за монеты карандаши. В XVIII веке в Англии появился автомат по продаже табака.


Настоящее развитие автоматов началось в конце XIX века. Данные период характеризовался появлением новых товаров и новых способов его реализации. Именно в это период в США были запатентованы первые монетные механизмы. Одним из продуктов - двигателем вендинговой индустрии - стала жевательная резинка, массовое производство которой началось в США в конце XIX века. В начале XX века появляются автоматы по продаже почтовых марок, сигарет, шоколадок.


Здесь хочется отметить первый российский автомат по продаже плиток шоколада, установленный на кондитерских фабриках «Жорж Борман» (основатель и глава - Георгий Николаевич Борман) в Санкт-Петербурге в ноябре 1898 года (рис.2). Далее, в начале 20-х гг. XX века появляются автоматы по продаже сигарет. В 30-е автомат по продаже охлажденных напитков в бутылках. В начале товар охлаждался льдом, затем стали ставить холодильные установки. В 1946 году появился первый автомат по продаже горячего кофе. В 1950 – автоматы по продаже сендвичей. В 1960 появляются первые купюроприемники. В 80- годы благодаря использованию в автоматах электронных компонентов стало возможным рассчитываться карточкой. В 90-е стало возможным подключаться к Интернету и расплачиваться за покупку при помощи своего мобильного телефона.


Сегодня вендинг один из самых прогрессивных и динамично развивающихся способов торговли. Торговые автоматы можно встретить повсюду: в аэропортах и на вокзалах, в торгово-развлекательных центрах и отелях, в учебных заведениях и кинотеатрах, в кафе, барах или же просто на улице. Ассортимент предлагаемых товаров и услуг уже давно не ограничивается жевательной резинкой или чашкой горячего кофе. В современных торговых автоматах можно купить практически все: начиная вышеупомянутой чашкой кофе, шоколадкой или упаковкой печенья, и заканчивая средствами гигиены, мягкими игрушками, электроникой и даже одеждой.


Крупные компании во всем мире используют вендинговые автоматы как дополнительный канал дистрибуции своих товаров и как дешевый рекламный носитель, постоянно напоминающий потребителям о бренде.